Развитие учений о памяти

Развитие учений о памяти

Психологические теории о памяти возникли гораздо раньше, чем началось ее физиологическое, биохимическое и кибернетическое исследование. Среди первых учений о памяти, которые остались актуальными и в наши дни, следует назвать ассоциативную психологическую теорию, основанную на понятии ассоциации связей между разными психическими феноменами и между этими феноменами и явлениями (объектами) внешнего мира.

К концу XIX века ассоциативную теорию памяти сменила гештальттеория, главным принципом которой и исходным понятием в объяснении феноменов памяти стала не ассоциация элементов, а их гештальт, то есть целостная организация. Сторонники этой теории придерживались мнения, что память определяется законами создания и сохранения гештальта.

Затем были разработаны новые теории — бихеовиоризм и психоанализ. Но решение вопроса о генезисе памяти так и не было найдено.

В последние годы разрабатывается совершенно новая — информационно-кибернетическая теория памяти. Она пока делает лишь первые, но довольно многообещающие шаги в деле понимания памяти человека. Ведь человеческий мозг можно сравнить со сложнейшей электронно-вычислительной и аналоговой машиной.