Запоминание с помощью ассоциативных связей

Запоминание с помощью ассоциативных связей

Жалобы человека на то, что он не может чего-либо запомнить звучат не так уж часто. Чаще всего люди жалуются, что забывают что-то из уже запомненного. При этом практически никто не думает о том, что на определенном этапе запоминания нужно было применить какой-нибудь эффективный метод, тогда на забывание не пришлось бы жаловаться. Рассмотрим два примера. Почти каждый человек еще со школьных времен знает фразу для запоминания последовательности, в которой идут цвета в спектре: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Первая буква каждого из слов в этой фразе является первой буквой названия цвета спектра. Каждый — красный, охотник – оранжевый и т.д. Вероятней всего, сколько раз приходилось каждому вспоминать спектр, столько же раз в его сознании эта фраза всплывала непроизвольно, не отнимая много времени при этом, а главное, вспомнив эту фразу, человек уверен в правильности ответа. В этом случае запоминание цветов спектра было осуществлено с использованием мнемотехнического средства, только сюжет этот придуман кем-то, а действует на всех.

Другой пример из области географии. Вряд ли кто-нибудь сможет нарисовать даже приблизительный контур Испании или Португалии. А вот Апеннинский полуостров, то есть контур Италии, легко вспомнит каждый. Более того, это, вероятней всего, будет практически единственный контур из всех географических названий, который будет воспроизведен очень похоже. Все потому, что все еще со школьной скамьи запомнили, что он похож на сапог, причем удостоверились в этом, глядя на карту. Если использовать терминологию, то между контурами Апеннинского полуострова и формой сапога была установлена ассоциативная связь. Если задуматься, то каждый сможет припомнить наглядные примеры из жизни, когда благодаря установленной ассоциативной связи (обычно даже созданной неосознанно), хорошо запоминалась какая-то информация, причем надолго и со временем не стиралась.

Если научиться строить такие ассоциативные связи осознанно, применяя при этом осмысленный творческий подход к процессу запоминания, то можно добиться отличных результатов и сделать так, что запоминание перестанет быть проблемой.