Смысловая организация долговременной памяти
Смысловая организация долговременной памяти особенно отчетливо проявляется, когда трудно осмыслить единицы запоминаемой информации (иностранные слова, беспорядочный набор букв или цифр). В этих случаях проблема их запоминания решается за счет того, что они искусственно включаются в смысловые связи с уже известными словами. Затем через них, благодаря смыслу, сохранившемуся в памяти, удерживается и то, что по отдельности запомнить трудно.
В долговременной памяти немаловажную роль играет речь. Как правило, то, что можно выразить словами, запоминается легче, чем то, что воспринимается только визуально или на слух. К тому же, если слова являются не просто вербальной заменой воспринятого материала, а выступают как результат его осмысления, иными словами, если слово не является названием, а выражает понятие и содержит в себе существенную мысль, связанную с предметом, то такое запоминание будет самым продуктивным. Таким образом, чем больше человек думает над материалом, чем живее старается представить его зрительно, тем лучше он запоминается.
Когда требуется запомнить какой-нибудь текст, то необходимо заранее продумать и четко сформулировать вопросы, ответы на которые следует найти в процессе чтения. Это будет способствовать лучшему запоминанию текстового материала. При этом текст в памяти будет храниться дольше и воспроизводиться точнее, чем тогда, когда по нему задаются вопросы после окончания чтения.
Такие мнемические процессы, как сохранение и припоминание обладают своими особенностями. Многие случаи забывания, зависящие от долговременной памяти, объясняются, скорей, не тем, что ранее этот материал был плохо запомнен, а тем, что доступ к нему затруднен. Плохая память зачастую связана с трудностью припоминания, а не непосредственного запоминания.